назад

Открытый урок                    Литература

Тема: Рассказ Л.Н, Толстого «После бала»

Задачи:

  1. Тренировать учащихся в изложении эмоционально- оценочного высказывания
  2. Познакомить учащихся с контрастом, как литературным приемом, позволяющим Раскрыть идею рассказа

Цитата на доске:

«Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность»

 

  1. Организационный момент. (проверка подготовки учащихся к уроку)
  2. Проверка домашнего задания. Дома ученики работали с материалом учебника, в котором говорилось об основных вехах биографии писателя.

План ответа по статье.

  1. Богатый жизненный опыт писателя, уникальность его личности
  2. Интерес к слову, к поэзии у Толстого возник в раннем детстве.
  3. В юности Толстой осознал свое призвание. Повесть «Детство»- литературный дебют писателя.
  4. Жизнь в Ясной Поляне, интерес к педагогике, сельскому хозяйству, жизни крестьян.
  5. Активная жизненная позиция писателя, разносторонность его интересов.
  6. Резкий перелом в миросозерцании писателя. Сознание нравственной незаконности положения помещика.
  7. Стремление к истине, основа формирования личности Толстого.

ВЫВОД: После ответов, относящихся к плану, учащиеся делают вывод, обращаясь к цитате, написанной на доске.

 

  1. Основная работа на уроке.

(используются карточки, в том числе карточка- инструктор)

а) Почему этот текст по своему жанру является рассказом?

ОТВЕТ: В центре повествования одно важное событие из жизни героя, один герой.

бакое событие описано в рассказе?

ОТВЕТ: Бал у губернского предводител, влюбленность героя и потрясение от случившегося.

в) Почему автор в заглавии акцентирует внимание на событиях, происшедших после бала?

ОТВЕТ: Хотя сцена бала описана очень детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя.

 

  1. Контраст, как основной художественный прием рассказа.

Групповая работа:

Задание. Провести  наблюдения за текстом, зачитать и выписать ключевые слова из эпизодов «На балу» (1группа) и «После бала» (2 группа), описание поведения полковника.

Каждая группа получает свою таблицу для работы. Они у каждого ученика на парте. Во время работы над таблицей используются звуки вальса, барабана и флейты.

Группы используют единый план.

а) Краски, цветовая гамма этого эпизода.

б) описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата)

в) звуки, характер музыки.

Г) психологическое состояние рассказчика.

 

«На балу»

«После бала»

  1. Белое платье с розовым пояском, брильянтовая фероньерка, белые перчатки.
  1. Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  

 

 

ВОПРОС: Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий- это важный прием для достижения идеи рассказа. Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст должен показать перелом в душе героя.( Это состояние было пережито самим писателем.)

 

5. Почему автор подчеркивает портретное сходство дочери и отца?

ОТВЕТ: Та же ласковая, радостная улыбка.

6. Почему любовь героя пошла на убыль?

ОТВЕТ: так как у главного героя произошел душевный переворот и изменилось мнение о людях.

7. Итог урока: Подводят ученики по основным моментам урока.

Вопросы:

а) что вам понравилось на уроке?

б) чьи ответы были лучше и содержательнее?

в) оценка учителем работы на уроке учащихся.

8. Домашнее задание: Законспектировать статью учебника «Композиция художественного произведения»

 

 

 

Hosted by uCoz