назад

урок №9

тема: Логика.

Цель урока. 1. Повторить основные понятия логики высказываний, а также закрепить навыки работы с архиваторами и антивирусными программами.

2. Воспитание силы воли.

3. Развитие логического мышления.

 

План урока. 1. Постановка цели урока.

2. Проверка д.з. и знаний.

3. Практическая работа.

4. Домашняя работа.

5.Подведение итогов урока

 

 

2. Проверка домашней работы и знаний.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

вариант 1

Кто сформулировал основные принципы работы вычислительных машин?

Алез Паскаль
б)Готфрид Вильгельм Лейбниц

Варльз Беббидж

Гжон фон Нейман

К основным функциональным частям компьютера относятся:

А)процессор, внешняя память, мышь

Б)процессор, монитор, клавиатура
в)процессор, память, магистраль, внешние устройства
г)память, магистраль, внешние устройства

3. Магистраль - это:

несколько проводов
аабор электронных линий, связывающих внешние устройства между собой
б)набор электронных линий, связывающих процессор, память и внешние устройства воедино
в)дорога для автотранспорта, состоящая из нескольких полос

4. Процессор выполняет следующие функции:
абработка данных по заданной программе, управление работой устройств компьютера
б)хранение данных, выполнение расчетов
в)обработка данных по заданной программе

гсуществляет подключение периферийных устройств к магистрали
5. К основной памяти компьютера относятся:

аинчестер, ОЗУ, ПЗ У

бискета, винчестер, лазерный диск
в)ОЗУ, ПЗУ

гЗУ, CD - диски, диск еты

6. ОЗУ - это память, в которой

аранится исполняемая в данный момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает
б)хранится информация, независимо от того, работает ПК или нет
в)хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере
7. ПЗУ - это память, предназначенная для..

аолговременного хранения информации, энергонезависимая

бранения и обработки данных, энергонезависимая

волговременного хранения информации, энергозависимая

гбработки данных, энергозависимая

8. Устройства вывода информации:

аисковод, монитор, клавиатура

б)принтер, монитор, мышь

в)принтер, монитор, плоттер

гонитор, плоттер, сканер

9. Какую функцию выполняют периферийные устройства?

Аранение информации

Ббработку информации

Ввод и вывод информации

Гправление работой ПК по заданной программе

10. MODEM - это устройство

аля хранения информации

бля обработки информации в данный момент времени

вля передачи информации по телефонным каналам связи

гля вывода информации на печать

 

вариант 2

1. Моделью какого действия человека с информацией является работа устройств вывода компьютера?

  1. Передача информации.
  2. Принятие информации.
  3. Обработка информации.
  4. Запоминание информации

 

2.Выберите из списка коммуникационные устройства:

  1. модем ;
  2. дисковод CD-ROM ;
  3. коммутируемая линия;
  4. сетевая карта.

 

3.Выберите определение контроллера внешнего устройства:

  1. устройство для приема и передачи информации по телефонным каналам;
  2. устройство передачи информации;
  3. способ обозначения сразу нескольких имен файлов с помощью специальных символов;
  4. специализированное устройство для управления внешними устройствами.

4.Процессор обрабатывает информацию:

  1. в десятичной системе счисления;
  2. в двоичном коде;
  3. на языке программирования высокого уровня;
  4. в текстовом виде.

5.Разрядность процессора определяет:

  1. объем адресуемой оперативной памяти;
  2. количество одновременно передаваемых данных;
  3. размер обрабатываемых данных за один такт работы процессора;
  4. объем кэш-памяти.

6.При выключении компьютера вся информация стирается:

  1. на гибком диске;
  2. на CD-ROM диске;
  3. на жестком диске;
  4. в оперативной памяти.

7.Выберите устройство, обладающее наибольшей скоростью обмена информацией:

  1. CD-ROM дисковод;
  2. жесткий диск;
  3. дисковод для гибких дисков;
  4. стриммер.

8.Выберите из списка функцию оперативной памяти:

  1. выполнение арифметических и логических операций;
  2. хранение активных программ и данных;
  3. управление процессами передачи данных;
  4. физическое управление устройствами;
  5. контроль за состоянием устройств.

9.Выберите устройства, которые могут применяться для ввода изображения:

  1. цифровая видеокамера;
  2. микрофон;
  3. сканер;
  4. клавиатура.

10.Выберите наиболее удобное устройство для построения сложных чертежей в системах автоматизированного проектирования:

  1. плоттер;
  2. графический планшет;
  3. клавиатура;
  4. сканер.

 

3. Практическая работа.

1. Откройте папку «Мои документы»

2. Найдите в ней заархивированный файл «Логика»

3. Создайте папку «Логика»

4. Разархивируйте в нее заархивированный файл.

5. Проверьте данную папку на вирусы, если необходимо, исцелите ее.

6. откройте программу подготовки презентаций.

7. Откройте папку «Логика»

8 Откройте, находящуюся в ней презентацию.

9. Читая презентацию выполняйте, находящиеся в ней инструкции, заполняйте конспект.

 

Объяснение и повторение материала по теме ЛОГИКА происходит в виде самостоятельной работы за компьютером.

 

Алгебра логики — это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними.

Алгебра логики возникла в середине ХIХ века в трудах английского математика Джорджа Буля. Ее создание представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Логическое высказывание — это любoе повествовательное пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно oднoзначнo сказать, истиннo oнo или лoжнo.

например, предложение "6 — четное число" следует считать высказыванием, так как оно истинное. Предложение "Рим — столица Франции" тоже высказывание, так как оно ложное.

Разумеется, не всякое предложение является логическим высказыванием. Высказываниями не являются, например, предложения "ученик десятого класса" и "информатика — интересный предмет". Первое предложение ничего не утверждает об ученике, а второе использует слишком неопределённое понятие "интересный предмет". Вопросительные и восклицательные предложения также не являются высказываниями, поскольку говорить об их истинности или ложности не имеет смысла.

Предложения типа "в городе A более миллиона жителей", "у него голубые глаза" не являются высказываниями, так как для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения: о каком конкретно городе или человеке идет речь. Такие предложения называются высказывательными формами.

Среди предложений найдите высказывания:

    1. Пойдем гулять?
    2.  Сейчас идет урок информатики.
    3.  72-38.
    4. х + 65 = 80.

определите какие высказывания истинны, а какие ложны:

    1. Земля четвертая планета от солнца
    2.  Сейчас идет урок информатики.
    3.  72-38=21.
    4.  15+ 65 = 80.

Употребляемые в обычной речи слова и словосочетания "не",   "и",   "или",  "если... , то",   "тогда и только тогда" и другие позволяют из уже заданных высказываний строить новые высказывания. Такие слова и словосочетания называются   логическими связками.

Bысказывания, образованные из других высказываний с помощью логических связок, называются   составными. Высказывания, не являющиеся составными, называются   элементарными.

Так, например, из элементарных высказываний "Петров — врач", "Петров — шахматист" при помощи связки "и" можно получить составное высказывание "Петров — врач и шахматист", понимаемое как "Петров — врач, хорошо играющий в шахматы".

При помощи связки "или" из этих же высказываний можно получить составное высказывание "Петров — врач или шахматист", понимаемое в алгебре логики как "Петров или врач, или шахматист, или и врач и шахматист одновременно".

Истинность или ложность получаемых таким образом составных высказываний зависит от истинности или ложности элементарных высказываний.

Чтобы обращаться к логическим высказываниям, им назначают имена. Пусть через А обозначено высказывание "Тимур поедет летом на море", а через В — высказывание "Тимур летом отправится в горы". Тогда составное высказывание   "Тимур летом побывает и на море,  и в горах"   можно кратко записать как     А и В.  Здесь   "и"  — логическая связка,   А,   В   — логические переменные, которые мoгут принимать только два значения —   "истина"   или   "ложь",  обозначаемые, соответственно,   "1"  и   "0".

Каждая логическая связка рассматривается как операция над логическими высказываниями и имеет свое название и обозначение:

Название операции

Логическая связка

обозначение

пример высказываний

Составное высказывание

отрицание

НЕ

 ___

"Лунаспутник Земли" (А);

"Луна — не спутник Земли«

Не(А)

конъюнкция

И

&

10 делится на 2 (А)

10 делится на 5(В)

10 делится на 2 и 5

А и В

дизъюнкция

ИЛИ

 v

10 делится на 2 (А)

10 делится на 5(В)

10 делится на 2 или 5     А или В

Таблица истинности- таблица с помощью которой можно определить истинно или ложно составное высказывание


Таблица истинности связки не

А

В

И

Л

Л

И

Таблица истинности связки И

А

В

 

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

Таблица истинности связки ИЛИ

А

В

 

И

И

И

И

Л

И

Л

И

И

Л

Л

Л

Таблица истинности связки если..то

А

В

 

И

И

И

И

Л

И

Л

И

Л

Л

Л

И

 

 

 

Таблица истинности связки

 тогда и только тогда

А

В

 

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

И


 

Правила:

1.      Разделите логическую формулу на составные части.

2.      Порядок действий:

         Операция не

         Скобки

         Операция и, или

         Операции если…то, эквиваленция

  1. Запишите в таблицу все простые высказывания.
  2. Определите, какие они могут быть относительно друг друга.
  3. Запишите первое действие.
  4. Используя таблицы истинности определите истинность данного действия.
  5. Запишите следующее действие, повторите п.6

А→ ┐В^А

А

В

┐В 

 ┐В^А

   А→ ┐В^А

 

И

И

Л

Л

 

И

Л

И

И

 

Л

И

Л

Л

 

Л

Л

И

Л

 

А

В

И

Л

Л

И

 

Таблица истинности связки не

 

 

 

А

В

 

И

И

И

И

Л

Л

Л

И

Л

Л

Л

Л

 

Таблица истинности связки и

 

                                             Таблица истинности связки если..то

А

В

 

И

И

И

И

Л

И

Л

И

Л

Л

Л

И

 

А→ ┐В^А

А

В

┐В 

 ┐В^А

   А→ ┐В^А

И

И

Л

Л

И

И

Л

И

И

И

Л

И

Л

Л

И

Л

Л

И

Л

Л

 

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ: составьте таблицы истинности для следующих высказываний, продолжите составление дома. знак умножения- логическая связка «И»

 

 

Hosted by uCoz