урок №9
тема: Логика.
Цель урока. 1.
Повторить основные понятия логики высказываний, а также закрепить навыки работы
с архиваторами и антивирусными программами.
2. Воспитание силы воли.
3. Развитие логического
мышления.
План урока. 1.
Постановка цели урока.
2. Проверка д.з. и знаний.
3. Практическая работа.
4. Домашняя работа.
5.Подведение итогов урока
2. Проверка домашней работы и знаний.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
вариант
1
Кто сформулировал основные принципы работы вычислительных машин?
А)Блез Паскаль
б)Готфрид Вильгельм Лейбниц
В)Чарльз Беббидж
Г)Джон фон Нейман
К основным функциональным частям компьютера относятся:
А)процессор, внешняя память, мышь
Б)процессор, монитор, клавиатура
в)процессор, память, магистраль, внешние устройства
г)память, магистраль, внешние устройства
3. Магистраль - это:
несколько проводов
а)набор электронных линий, связывающих внешние
устройства между собой
б)набор электронных линий, связывающих процессор, память и внешние устройства
воедино
в)дорога для автотранспорта, состоящая из нескольких полос
4. Процессор выполняет следующие функции:
а)обработка данных по заданной программе, управление
работой устройств компьютера
б)хранение данных, выполнение расчетов
в)обработка данных по заданной программе
г)осуществляет подключение
периферийных устройств к магистрали
5. К основной памяти компьютера относятся:
а)винчестер, ОЗУ, ПЗ У
б)дискета, винчестер, лазерный диск
в)ОЗУ, ПЗУ
г)ПЗУ, CD - диски, диск еты
6. ОЗУ - это память, в которой
а)хранится исполняемая в данный
момент времени программа и данные, с которыми она непосредственно работает
б)хранится информация, независимо от того, работает ПК или нет
в)хранится информация, присутствие которой постоянно необходимо в компьютере
7. ПЗУ - это память, предназначенная для..
а)долговременного хранения
информации, энергонезависимая
б)хранения и обработки данных,
энергонезависимая
в)долговременного хранения
информации, энергозависимая
г)обработки данных, энергозависимая
8. Устройства вывода информации:
а)дисковод, монитор, клавиатура
б)принтер, монитор, мышь
в)принтер, монитор, плоттер
г)монитор, плоттер, сканер
9. Какую функцию выполняют периферийные устройства?
А)хранение информации
Б)обработку информации
В)ввод и вывод информации
Г)управление работой ПК по заданной
программе
10. MODEM - это устройство
а)для хранения информации
б)для обработки информации в данный
момент времени
в)для передачи информации по
телефонным каналам связи
г)для вывода информации на печать
вариант 2
2.Выберите из списка коммуникационные устройства:
3.Выберите определение
контроллера внешнего устройства:
3. Практическая работа.
1. Откройте папку «Мои
документы»
2. Найдите в ней
заархивированный файл «Логика»
3. Создайте папку «Логика»
4. Разархивируйте в нее
заархивированный файл.
5. Проверьте данную папку на
вирусы, если необходимо, исцелите ее.
6. откройте программу подготовки
презентаций.
7. Откройте папку «Логика»
8 Откройте,
находящуюся в ней презентацию.
9. Читая презентацию
выполняйте, находящиеся в ней инструкции, заполняйте конспект.
Объяснение и повторение
материала по теме ЛОГИКА происходит в виде самостоятельной работы за компьютером.
Алгебра логики — это раздел математики, изучающий высказывания,
рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и
логических операций над ними.
Алгебра логики возникла в
середине ХIХ века в
трудах английского математика Джорджа Буля. Ее создание представляло
собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.
Логическое высказывание — это любoе повествовательное пpедлoжение, в oтнoшении кoтopoгo мoжно
oднoзначнo сказать, истиннo oнo или лoжнo.
например, предложение "6
— четное число" следует считать высказыванием, так как оно истинное.
Предложение "Рим — столица Франции" тоже высказывание, так как
оно ложное.
Разумеется, не всякое
предложение является логическим высказыванием. Высказываниями не являются,
например, предложения "ученик десятого класса" и "информатика —
интересный предмет". Первое предложение ничего не утверждает об ученике, а
второе использует слишком неопределённое понятие "интересный
предмет". Вопросительные и восклицательные предложения также не являются
высказываниями, поскольку говорить об их истинности или ложности не имеет
смысла.
Предложения типа "в
городе A более миллиона
жителей", "у него голубые глаза" не являются высказываниями, так
как для выяснения их истинности или ложности нужны дополнительные сведения: о
каком конкретно городе или человеке идет речь. Такие предложения называются высказывательными формами.
Среди предложений
найдите высказывания:
определите какие высказывания истинны, а какие ложны:
Употребляемые в обычной речи
слова и словосочетания "не", "и", "или", "если... , то", "тогда и только тогда" и другие позволяют из уже заданных высказываний
строить новые высказывания. Такие слова и словосочетания называются логическими
связками.
Bысказывания, образованные
из других высказываний с помощью логических связок, называются составными. Высказывания, не являющиеся составными, называются элементарными.
Так,
например, из элементарных высказываний "Петров — врач", "Петров
— шахматист" при помощи связки "и" можно получить
составное высказывание "Петров — врач и шахматист", понимаемое
как "Петров — врач, хорошо играющий в шахматы".
При помощи связки "или"
из этих же высказываний можно получить составное высказывание "Петров —
врач или шахматист", понимаемое в алгебре логики как "Петров
или врач, или шахматист, или и врач и шахматист одновременно".
Истинность или ложность
получаемых таким образом составных высказываний зависит от истинности или
ложности элементарных высказываний.
Чтобы обращаться к
логическим высказываниям, им назначают имена. Пусть через А обозначено высказывание "Тимур
поедет летом на море", а через В — высказывание "Тимур
летом отправится в горы". Тогда составное высказывание "Тимур
летом побывает и на море, и
в горах" можно кратко записать как А
и В. Здесь
"и" — логическая связка, А, В — логические переменные, которые мoгут принимать только два значения — "истина" или
"ложь", обозначаемые,
соответственно, "1" и
"0".
Каждая логическая связка
рассматривается как операция над логическими высказываниями и имеет свое
название и обозначение:
Название операции |
Логическая связка |
обозначение |
пример высказываний |
Составное высказывание |
отрицание |
НЕ |
___ |
"Луна — спутник
Земли" (А); |
"Луна — не спутник
Земли« Не(А) |
конъюнкция |
И |
& |
10 делится на 2 (А) 10 делится на 5(В) |
10 делится на 2 и 5 А и В |
дизъюнкция |
ИЛИ |
v |
10 делится на 2 (А) 10 делится на 5(В) |
10 делится на 2 или 5 А или В |
Таблица истинности- таблица с помощью которой можно определить истинно или
ложно составное высказывание
Таблица истинности
связки не
А |
В |
И |
Л |
Л |
И |
Таблица истинности
связки И
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Таблица истинности
связки ИЛИ
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
И |
Л |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
Таблица истинности
связки если..то
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Таблица истинности
связки
тогда
и только тогда
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Правила:
1.
Разделите
логическую формулу на составные части.
2.
Порядок действий:
•
Операция не
•
Скобки
•
Операция и, или
•
Операции если…то,
эквиваленция
А→ ┐В^А
А |
В |
┐В |
┐В^А |
А→ ┐В^А |
И |
И |
Л |
Л |
|
И |
Л |
И |
И |
|
Л |
И |
Л |
Л |
|
Л |
Л |
И |
Л |
|
А |
В |
И |
Л |
Л |
И |
Таблица истинности
связки не
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
Л |
Таблица истинности связки и
Таблица истинности связки если..то
А |
В |
|
И |
И |
И |
И |
Л |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
А→ ┐В^А
А |
В |
┐В |
┐В^А |
А→ ┐В^А |
И |
И |
Л |
Л |
И |
И |
Л |
И |
И |
И |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ: составьте
таблицы истинности для следующих высказываний, продолжите составление дома. знак
умножения- логическая связка «И»
|
|
|
|
|
|
|