Урок №15
Тема: Алгоритмы и исполнители. Описание алгоритмов.
Цель урока:
План урока:
1.
Постановка цели
урока.
2.
Проверка домашней
работы.
3.
Объяснение нового
материала.
4.
Решение задач.
5.
Домашняя работа.
6.
Подведение итогов
урока.
Тестирование
Вариант 1
а) машина С.А. Лебедева;
б) машина Беббиджа;
в) абак;
г) Pentium.
2. Основной элементной
базой ЭВМ четвертого поколения является?
а) полупроводники;
б) электромеханические схемы;
в) электровакуумные лампы;
г) СБИС.
3. Кто является
основоположником отечественной вычислительной техники?
а) С.А. Лебедев;
б) М.В. Ломоносов;
в) П. Л. Чебышев;
г)Н.И.
Лобачевский.
4. Электронной базой
ЭВМ II поколения является:
а) лампы;
б) полупроводники;
в) интегральные схемы;
г)БИС, СБИС
5. Что понимают под
термином «поколение ЭВМ»?
а) все счетные машины;
б) все типы и модели ЭВМ, построенные на одних и тех же научных и технических принципах;
в) совокупность машин, предназначенных для обработки, хранения и передачи информации.
б)Паскаль
в)Леонардо да
Винчи
г)Холлерит
7.
Общим свойством
машины Беббиджа, современного компьютера и человеческого мозга является
способность обрабатывать:
а) числовую информацию;
б)текстовую информацию;
в) звуковую информацию;
г) графическую информацию;
вариант.2
1. В каком году появилась
первая ЭВМ?
а) 1823; б) 1946: в) 1951; г) 1949.
2. Как называлась
первая ЭВМ?
а) МИНСК; б) БЭСМ; в) ЭНИАК;
г) IBM.
3. На какой электронной
основе созданы машины первого поколения?
а) транзисторы; б) электронно-вакуумные
лампы; в)
зубчатые колеса; г) реле.
4. Кем были разработаны
основные принципы цифровых вычислительных машин?
а) Блез Паскаль; б) Лейбниц;
в) Чарльз Беббидж; г) Джон фон Нейман.
5. Что представляет
собой большая интегральная схема?
а) на одной плате расположены различные транзисторы;
б) это набор программ для работы на ЭВМ;
в) это
набор ламп, выполняющих
различные функции;
г) это кристалл кремния, на котором размещаются от десятков до сотен логических элементов.
6. Что общего между
машиной Беббиджа, современным компьютером и человеческим мозгом?
а) способность обрабатывать числовую информацию;
б) способность обрабатывать текстовую информацию;
в) способность обрабатывать звуковую информацию;
г) способность обрабатывать графическую информацию
7.
Первая программа была написана:
а) Адой Лавлейс; б) Лейбницем;
в) Чарльзом Беббиджем; г) Говардом Айкеном.
3 Объяснение
нового материала.
Алгоритм –
это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи.
(Algorithmi (Аль-Хорезми)
– среднеазиатский математик IX в.,
впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий). Все
наши действия, направленные на выполнение какой-либо задачи, подчинены
определённым алгоритмам. Рецепт приготовления вкусного блюда, инструкция по
сборке мебели, описание химического опыта, инструкции и описания из журналов по
рукоделью, вязке и шитью, руководства по игровым и полезным компьютерным
программам…
Алгоритмизация - это техника составления алгоритмов и программ для
решения задач на компьютере.
Исполнитель алгоритма – человек
или устройство (в частности, процессор ЭВМ), умеющие выполнять определённый
набор действий.
Чтобы лучше понять построение алгоритма, составим
алгоритм задачи:»полить в классе цветы», а выполнять
его будет «робот» (один из учеников класса). Робот не умеет мыслить, он делает
только то, что задает ему человек.
( учащиеся предлагают последовательность действий для
решения данной задачи и сами исправляют ошибки.)
Основные
свойства алгоритмов следующие:
Свойства алгоритма:
·
дискретность
(прерывность) – т.
е. алгоритм как последовательность
простых шагов;
·
определённость
– т. е. каждое пpавило алгоpитма должно быть четким, однозначным и не
оставлять места для пpоизвола. Благодаpя этому
свойству выполнение алгоpитма носит механический хаpактеp и не тpебует никаких
дополнительных указаний или сведений о pешаемой задаче.
·
результативность
(конечность) – т.
е. алгоритм должен приводить к
решению задачи за конечное число шагов;
·
массовость
(универсальность) – т. е.
алгоритм алгоpитм pешения задачи pазpабатывается в
общем виде, т.е. он должен быть пpименим для некотоpого класса задач,
pазличающихся лишь исходными данными. Пpи этом
исходные данные могут выбиpаться из некотоpой области, котоpая называется
областью пpименимости алгоpитма.
·
Понятность для исполнителя - т.е. исполнитель алгоритма должен знать, как его
выполнять.
Существуют множество
различных форм записи алгоритмов. Это связано с тем, что каждый исполнитель
алгоритмов "понимает" лишь такой алгоритм, который записан на его
"языке" и по его правилам. Условно выделяют 4 формы записи
алгоритмов:
1. Словесно-пошаговая ( текстовая).
3.
Запись на алгоритмическом языке .
4.
Графическая форма записи (блок-схема).
Запись всякого алгоритма начинается с
заголовка.
СЛОВЕСНО - ПОШАГОВАЯ ( ТЕКСТОВАЯ
)
Алгоритм записывается в виде
пронумерованных этапов его выполнения. Например: алгоритм полива цветов, который мы
только что составляли.
ЗАПИСЬ НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ
Это запись алгоритма на специальном языке (в
том числе и на языке программирования).
Она осуществляется, строго
следуя правилам того или иного алгоритмического языка.
Заголовок включает в себя название алгоритма,
имена исходных данных ( это величины, без которых
выполнить алгоритм невозможно) и имена результатов ( это величины, значения
которых вычисляются в алгоритме). Для указания начала и конца алгоритма
используются служебные слова нач и кон.
Между ними записывают одну
или несколько команд алгоритма, их называют тело алгоритма.
Например: Алгоритм вычисления
значения выражения Y=z-a+2b.
алг Y=z-a+2b арг z,a,b рез Y нач Y:= z - a + 2 *
b кон |
<- название алгоритма <- исходные данные
(аргументы) <- результат <- начало алгоритма <- тело алгоритма <- конец алгоритма |
ГРАФИЧЕСКАЯ ФОРМА ЗАПИСИ (БЛОК-СХЕМЫ)
Алгоритм
записывается в виде схемы, состоящей из блоков(геометрических
фигур)
с размещенными в них действиями.
Блоки
соединяются стрелочками и показывают структуру всего алгоритма.
Алгоритм
в виде блок-схемы начинается блоком «начало» и заканчивается блоком «конец».
Основные
блоки
При составлении блок-схемы
алгоритма сначала выделяют исходные данные
(все переменные величины
после знака равенства и в условии) и результат (величины которые необходимо
найти). Если в задании
подразумеваются, но не указываются имена величин, то они обозначаются
самостоятельно.
При отсутствии исходных
данных блок ввода не пишется. В один блок можно поместить одно действие.
Алгоритм вычисления значения
выражения K=3b+6а.
4.РЕШЕНИЕ
ЗАДАЧ: практическая работа в текстовом редакторе составить
словесно-пошаговое описание и блок- схему известной сказки.
СКАЗКИ. № сказки
соответствует № компьютера.
2.
Про
колобка
4.
Про
репку
6.
Теремок
7.
красная шапочка
8.
три медведя
9.
кот в сапогах
10.
Золушка
11.
Морозко
12.
Волк и семеро козлят
13.
Бременские музыканты.
14.
дюймовочка
план работы:
1.
откройте текстовый редактор Word.
2.
начните составлять алгоритм, используя панель
рисование, автофигуры, вставку рисунков.