Системный подход к вопросу
организации образовательного процесса в классах, спрофилированных на вуз.
Школа №263 скоро отметит свой 25-летний юбилей. За последние годы школой под
14 руководством
директора Киселёвой Н.И. накоплен богатый опыт работы, с которым педагогический коллектив школы в последнее время знакомит
коллег Северо-Восточного округа и других округов города Москвы. В соответствии
с задачами программы "Модернизация Московского образования" и на основе данных , полученных в результате социологических исследований , проведенных в школе, педагогический коллектив разработал образовательную программу , где одним из приоритетных направлений определил переход на вариативность обучения, создание условий для
непрерывного, личностно-ориентированного образования.
С этой целью в школе №263 созданы классы,
спрофилированные на вуз. Разработка модели класса, спрофилированного на вуз, в
общеобразовательной школе необходима в преддверии 12-летнего образования. При
12-летнем образовании старшая ступень СОШ должна существовать совместно с
высшей школой. В 10-11-12 классах будет осуществляться профилизация,
углубление знаний уч-ся по тем наукам, которые станут
базой для их профессиональной подготовки. Естественно, что не во всех школах будут 10,11,12 классы, а только в тех, где есть
необходимые условия для решения ряда задач, связанных с профильным обучением. А
открываться эти классы будут уже на основе разработанного пакета документов
научно-методического и нормативно-правового
14 обеспечения данной проблемы. Этим и занимается сейчас школа №263 в
составе городской экспериментальной площадки.
Это одна сторона актуальности темы эксперимента, по которому работает
школа. Важно отметить и другую сторону. Актуальна тема тем, что решает задачу, поставленную программой "Столичное
образование-3" : создание условий для
непрерывного личностно-ориентированного образования, переход от единообразного к
вариативному образованию. С этой целью в нашей школе
созданы профильные классы, способствующие индивидуализации
развития познавательных способностей личности в рамках работы по 6-ти
педагогическим системам.
Серьезные социальные изменения, происходящие в стране, поставили выпускников школ в сложные, противоречивые условия:
с одной стороны - увеличение свободы выбора
дальнейшего пути, признание обществом индивидуальных
ценностей жизни личности как не менее значимых, чем коллективные и общественные цели. |
с другой стороны - сохранение в значительной
части образовательных учреждений привычных
традиционных форм и методов обучения, уже не
отвечающих в полной мере требованиям времени. |
В связи с этим в нашей школе с помощью профильного обучения, с помощью
связи с вузами идет разработка индивидуальных подходов к образованию и его вариативности с учетом индивидуальных способностей, творческого потенциала и личностных интересов уч-ся.
Первоначально, одним из средств создания
адаптивной модели школы являлось заключение договора о
сотрудничестве с одним вузом (МГСУ). При этом
удовлетворялись запросы уч-ся и родителей, заинтересованных в техническом профиле. Но в 1997 году в результате анкетирования
родителей, уч-ся, учителей, по результатам проведенных
микроисследований стал очевидным тот факт, что большая часть
уч-ся желала бы продолжить образование на III ступени СОШ,
ориентируясь на гуманитарный вуз. Учитывая запросы социума, с 1998 года школа
заключила договор
о
сотрудничестве с МГСУ (продолжение сотрудничества) и с МГПУ(юридический факультет).
Работая в составе ГЭП по вышеуказанной теме, школа №263 выполняет важнейшую задачу программы "Столичное
образование-3" и важнейшую задачу программы 12-летнего образования.
В школе разработан системный подход к управлению образовательным процессом в классах,
спрофилированных на вуз.
Четко разработан и успешно действует алгоритм комплектования профильных
классов. На примере данного алгоритма можно проследить действующий в школе системный подход к анализу собранной информации.